МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №5 "РОСТОК" 

город РАДУЖНЫЙ ХАНТЫ -МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 

Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей 4-5 лет посредством развивающих логико-математических игр

 

 

Жизнь человека начинается с детства,

а детство немыслимо без игры.

 

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок вырос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

Важнейшим условием развития ребенка является освоение им позиции субъекта (активного участника) детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

 Использование в образовательной работе с детьми  того или иного вида игр зависит, прежде всего, от того, какую цель и задачи ставит перед собой педагог, чему он хочет научить ребенка, какие качества и способности развить в процессе игры.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности ребенка, рост активных познавательных действий, выполняя которые ребенок осваивает окружающий мир – связи и зависимости предметов и явлений, освоение таких свойств как форма, цвет, размер, площадь, масса, емкость и т.д.

Успешное развитие мыслительной деятельности ребенка происходит при развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат. Успешность осуществления деятельности зависит от умения ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и т.д.

В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений педагогами ДОУ  широко используются развивающие логико-математические игры. Их можно классифицировать по цели применения:

1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки)

  • «Танграм», «Колумбово яйцо»
  • «Чудо-крестики», «Чудо-соты»
  • «Геоконт», «Математический планшет»

2. Игры на объемное моделирование

  • «Уголки», «Уникуб», «Сложи узор»

3. Игры на странсформацию, трансфигурацию

  • «Квабрат Восокобовича», «Змейка»
  • «Игровой квадрат», «Клубок», «Куб»

4. Игры на составление целого из частей

  • «Чудо-цветик», «Соты Кайе»
  • «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник»

5. Игры на освоение счета

  • «Счетные палочки Кюизенера»

6. Игры на выявление свойств

  • «Логические блоки Дьенеша»

7. Игры на ознакомление с цифрами

  • «Прозрачная цифра».

Играя в эти игры, детей осваивают:

u  умение пользоваться  эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ.

u  владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация, сериация и др.

u  получают логико-математический опыт.

u  развивают мышление, сообразительность, смекалку.

В каждой из игр играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации.

Принципы организации игр

§  Отсутствие принуждения

§  Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим)

§  Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей

§  Взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности

§  Постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Методика организации и проведения логико-математических игр

  1. Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.
  2. Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)
  3. Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры.
  4. Подведение итогов (содержательный  или эмоциональный)

Условно можно выделить три этапа в освоении ребенком игр:

  1. Игры со взрослыми и сверстниками (совместные)
  2. Игры на уровне проявления самостоятельности
  3. Игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом).

Среди вышеназванных игр особо выделяются такие дидактические пособия как «Логические  блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера» и набор развивающих игр В. Воскобовича.

Логические блоки Дьенеша.

Игровой материал: В комплект блоков входят 48 фигур, различающихся четырьмя свойствами:

O  Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

O  Цветом – красные, желтые, синие;

O  Размером – большие и маленькие;

O  Толщиной – толстые и тонкие.

Цель игры: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

В ходе игр с блоками у детей развивается основное умение, необходимое при решении любым логических задач – умение выявлять в предметах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, удерживать в памяти одно, два или три свойства одновременно, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

В играх с блоками могут участвовать дети от 3 до 7 лет.

При проведении логико-математических игр важно правильно организовать первое знакомство с игрой, игровым материалом.

 

Прежде чем приступать к играм и упражнениям нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине “блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.

Начинать игры с детьми 3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например:

1. Найти все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, по форме)

2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).

3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:

А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по  размеру и по форме, по толщине и т.д.)

В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т.д.

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д.

5. «Домино»

6. «Раздели фигуры»

С детьми 4-5 лет содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры:

1. «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.

2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д., заселим домики жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми и т.д.)

Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д.)

Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».

После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.

С детьми 5-7 лет организуются игры более сложного содержания: разбиение по двум, трем свойствам.

Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года). Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 5-7 лет альбомы «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».

Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.
Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;

- З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;

- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша

- З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».

 

Счетные палочки Кюизенера

"Счетные палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Игровой материал:

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.

В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.

Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше…) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Рекомендации к использованию

Освоение комплекта происходит в процессе группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру), сооружении из них изображений на плоскости, объемных построек.

1 этап включает игры с палочками «Построение лестниц». Строя лестницы разной высоты дети анализируют комплект палочек, изучают их особенности. Узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот, осваивают зависимость палочек по длине. Строят лестницы на плоскости стола как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Выделяют высоту, ширину и длину лесенки.

2 этап – игры на освоение отношений по длине, высоте, массе, объему. Используются игровые задачи, игры-викторины. (игровые задачи и упражнения см. в книге Е.А. Носовой «Логика и математика для дошкольников»)

3 этап – составление ковриков. Дети составляют различные ковры из палочек, в результате чего у них появляется представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания.

4 этап – составление рисунков.

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например «Покажи палочку 3, какого она цвета?». «Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе:

- В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет.

- Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет.

- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»

- И.Н. Чеплашкина «Математика это интересно».

Имеется наглядный материал:

Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки».

Для работы с детьми 3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В.П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …».

Для работы с детьми 5-9 лет Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»

Для работы с детьми 4-7 лет демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой “ Страна блоков и палочек” и др.

Развивающие игры В.В. Воскобовича.

Игры В.В. Воскобовича представляют собой педагогическую технологию, направленную на интенсивное развитие интеллектуальных способностей детей 3-7 лет. Содержание игр позволяет осуществлять познавательно-речевое развитие дошкольников  в процессе логико-математической игровой деятельности. Существует более 35 наименований игр.

1.      Чудо-крестики -1,2,3

2.      Квадрат Воскобовича (двухцветный, четырехцветный)

3.      Эталоны цвета (лепестки)

4.      Эталоны формы (фонарики)

5.      Логоформочки - 3,5

6.      Теремки

7.      Прозрачный квадрат

8.      Математические корзинки – 5,10

9.      Конструктор цифр, букв

10.  Прозрачная цифра

11.  Чудо-соты

12.  Парусник

13.  Ромашка

14.  Яблонька

15.  Снеговик

16.  Копилка цифр

17.  Квадрат-домино

18.  Цифра-домино

19.  Чудо-цветик

20.  Шнур-затейник

21.  Счетовозик

22.  Чудо-лукошко

23.  Геовизор

24.  Геоконт

25.  Игровизор

Их так же можно разделить по цели применения: игры на плоскостное и объемное моделирование, трансформацию и преобразование объектов, освоение счета, сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) понятия часть-целое, пространственных отношений и т.д.

Игры так же способствуют развитию глазомера, мелкой моторики, речи, внимания, памяти, воображения, творческого мышления, умения планировать свою деятельность.

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»