МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №5 "РОСТОК" 

город РАДУЖНЫЙ ХАНТЫ -МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 

Творческая мастерская "Живая нить"

 

 

  Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической,  внесоциальной природе детского рисования.

        

      Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисованиебольшая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается  смешных неправильностей в рисунках - рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Известный педагог  И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистови психологов, и педагоговсходятся во мнении: детское рисованиеодин из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

 

 Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциямизрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисованиеэто важный информационный и коммуникативный канал.

В нашем ДОУ оказываются дополнительные платные услуги, одна из которых – художественно- эстетической направленности, по программе «Живая нить». Автор программы я-Томарова Ирина Рудольфовна, руководитель  изостудии, в которой созданы все условия для развития творческого потенциала воспитанников. Наличие  «волшебных полочек», содержание которых – предметы народного быта, народные игрушки, сувениры, предметы народных промыслов, наличие  мини музея, под названием «Крестьянский быт», позволят расширить и эмоционально украсить непосредственную деятельность ребенка.


 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

У воспитанников есть возможность через игру  прикоснуться к нашему богатейшему культурному наследию, почувствовать себя « хозяином  или хозяйкой русской избы, истопить печь, достать ухватом свежеиспеченный хлеб, принести воды из колодца, покормить курочек», примерить на себя народный костюм, поиграть на народных музыкальных инструментах, потанцевать под  народную, хороводную мелодию.

 

Зачастую занятия сопровождается художественным словом - это уникальный народный детский фольклор, аналогов которому нет ни в одной другой народной культуре.

 

 

В  связи с отдаленностью нашего северного города  от центральной полосы России, возможность знакомства с народным бытом, народными промыслами затруднено.

Наличие в изостудии макета русской избы, ее убранство значительно упрощает наглядное представление ребенка о традиционном укладе  русской семьи в прошлом.

     Программа «Живая нить», кроме основного содержательного блока, связанного с народными промыслами, включает  использование нетрадиционных техник рисования, информация о которых – в следующем сообщении.

Рисование для  ребенкарадостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что  рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продуктрисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Творчество обогащает жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат - своим рисунком он доставил удовольствие другим. Это порождает  у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. А. П. Чехов когда то сказал «Тот кто испытал наслаждение творчества - для того всех других наслаждений не существует»

 

                                                       Приглашаем в нашу изостудию!

 

 И.Р.Томарова, воспитатель БУ ДОУ ДСОВ №5 "Росток"

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»