МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №5 "РОСТОК" 

город РАДУЖНЫЙ ХАНТЫ -МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 

Музей "Русский быт"

 

 

Музей «Русский быт»

 

 

Томарова И.Р., воспитатель

МАДОУ ДС №5 «Росток»

 

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русской культурой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Д.С. Лихачев

 

Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности.

В нашем городе есть  музей. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Хорошим решением этой проблемы стала такая форма работы, как создание в нашем ДОУ своего мини - музея.

При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными традициями на примере народных промыслов, декоративно прикладного творчества. Это обусловилось социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Благодаря созданию музея в ДОУ у ребят появилась возможность наглядно познакомиться с экспонатами городецкой росписи, "Гжелью", "Хохломой", предметами народного быта не только русской старины, но и народов ближнего зарубежья.

Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является и осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Блок мини-музея "Народная игрушка" представлен широко и ярко. Благодаря совместным усилиям педагогического коллектива, родителей и детей, в коллекцию вошли "тряпичные куклы", куклы-сувениры из лыка, народные деревянные игрушки "марионетки", широкий ассортимент глиняных игрушек.

 

Выстраивая перспективу работы музея, каждый год разрабатывается тематика мини-выставок, которые расширят и обогатят знания дошкольников об окружающем мире. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».

Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея, как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь многие из них пополняли экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только они сами, но и  папы, мамы, бабушки и дедушки.

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

Мини-музей стал неотъемлемой частью воспитания творческой личности, и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку». Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы.

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»